23 сентября, воскресенье
Ростов-на-Дону
Погода от 17 до 19
Рубрики
Электронный кабинет ФЕРМЕРА








Двухбарабанные комбайны в непогоду делают погоду
В России и Казахстане, некоторых других странах СНГ нет, пожалуй, хлебородных регионов, где не работала бы зерноуборочная техника, к реализации и послепродаждному сопровождению которой не имел бы отношения наш собеседник. Когда-то он работал на Красноярском заводе комбайнов, выпускавшем «Енисеи», а теперь занимается техникой АГРОМАШ Волжского комбайнового завода, действующего на производственных площадях Чебоксарского завода «Промтрактор».

Мы беседуем с директором по комбайновой технике сервисно-сбытовой компании «Агромашхолдинг» Михаилом  КРЕСИКОМ.

- Михаил Борисович, давайте с места в карьер, что называется, на битву за урожай. Комбайны АГРОМАШ - техника относительно новая, под такой маркой начали производиться лишь года три тому назад. Чем они отличаются от другой зерноуборочной техники, чем предпочтительнее?

- Идеальное соотношение цена-качество - из ряда многих достоинств выделил бы, пожалуй, это. Причем, под ценой надо понимать как стоимость покупки, так и расходы на  эксплуатацию и техническое обслуживание, включая ГСМ, плановый и внеплановый ремонт. Качество же подтверждается достойным уровнем сборки комбайна, хорошими показателями по производительности, полноте и чистоте убранного урожая. Эти критерии определяют стоимость владения комбайном, или долю расходов на уборку (покупку и содержание техники) в себестоимости зерна.

Продукция Волжского комбайнового завода - качественные, надежные, доступные зерноуборочные машины 3 и 4 классов АГРОМАШ 3000 и АГРОМАШ 4000, которые воплощают в себе передовые технологии комбайностроения. Они предназначены для уборки зерновых, зернобобовых, крупяных культур, кукурузы, подсолнечника, семенников трав, сои прямым и раздельным комбайнированием во всех климатических зонах России.

- А как быть с утверждением иных экспертов, будто сейчас в сельском хозяйстве России более востребованы производительные машины, которые вытесняют своих маломощных собратьев?

- Если подобные рассуждения понимать в том смысле, что скоро на рынке будут покупаться только мощные комбайны 5 класса и выше, а комбайны 3 и 4 класса исчезнут за ненадобностью для крестьян, то можно считать это глубоким заблуждением, как говорится, отрывом от земли.

- Аргументируйте, пожалуйста.

- Поясняю. Когда кто-то заявляет, что, к примеру, один комбайн 5 класса заменяет три наших АГРОМАШ 3000, то в переводе на скучный, но убедительный язык цифр технических характеристик должно получаться так: мощный комбайн должен иметь пропускную способность (производительность) 24 килограмма в секунду при ширине захвата жатки в 18 метров. Но таких комбайнов просто не существует в природе.  Вообще их нет, Карл!

Чтобы заменить, допустим,  девять АГРОМАШей 3 класса с шестиметровыми жатками,  реально нужно, например,  не три, а шесть комбайнов 5-го класса с девятиметровыми жатками. В противном случае комбайн будет работать не на полную мощность и сроки уборки только увеличатся.

- Но можно же ускорить уборку за счет увеличения скорости комбайна!

- Теоретически - можно. Но на практике не получается и в обозримой перспективе не получится. 

Во-первых, с увеличением скорости в прогрессии увеличиваются потери зерна за молотилкой. Комбайн не успевает обработать весь валок. В результате можно недобрать каждую пятую тонну урожая.

Во-вторых, долго поддерживать повышенную скорость уборки не в состоянии даже очень опытный комбайнер. Надо же обеспечивать максимальную нагрузку на жатку. Для этого надо постоянно ловить концом жатки кромку хлебостоя. Ведь, если часть жатки вхолостую работает, то увеличение скорости теряет смысл. Пропуски неубранные тоже оставлять нельзя. Чтобы их сжать, возвращаться придется. А это снова потери - горючего и скорости уборки.

- А еще от хлеборобов доводилось слышать, что им вовсе не по барабану то, сколько барабанов имеет система обмолота комбайна...

- Машины Волжского комбайнового завода по производительности занимают уникальное положение: двухбарабаннный АГРОМАШ 3000 чуть-чуть не дотягивает до 4-го класса, а АГРОМАШ 4000, тоже двухбарабанной компоновки, также совсем немного не достигает уровня 5 класса. То есть, наши комбайны в своем классе производительнее среди представленных на рынке, за исключением однобарабанных модификаций АГРОМАШ 3000, которые - классические 3-классники. Это признается всеми независимыми экспертами и даже, пусть нехотя, конкурентами.

Комбайны 3 класса АГРОМАШ 3000, не говоря уж о модели 4 класса, востребованы даже в Краснодарском крае на полях с урожайностью свыше 40 центнеров с гектара. Потому как кроме урожайности есть еще и такой показатель, как размеры хозяйства. Зачем фермеру, у которого 100-300 га посевных площадей, комбайн 5 класса? Вы же не будете для перевозки, скажем, тонны груза заказывать КАМАЗ!Для обслуживания торгового павильона не надо иметь двадцатитонную фуру -  хватит и полуторки. Так и с комбайнами.

- Второй барабан в молотилке увеличивает производительность?

- Все познается в сравнении. Однобарабанная молотилка любого комбайна классической компоновки во всем мире устроена примерно одинаково. Она состоит из барабана и подбарабанья. В зазор между барабаном и подбарабаньем подается хлебная масса. Барабан крутится и своимибичами-зубцами-штифтами вымолачивает из колоса зерно. Чтобы обеспечить максимальный вымолот зерна зазор между барабаном и подбарабаньем должен быть достаточно узким. Если зазор будет широким, то часть зерна останется в колосе и не спасет даже система домолота, какая бы продвинутая она ни была. Дело в том, что как бы вы ни оптимизировали подачу (устройством жатки,наклонной камеры, приемным битером), хлебная масса на молотилку поступает неравномерным потоком. В какие-то мгновения нагрузки на молотилку становятся пиковыми. Комбайн рассчитан на производительность 7 кг в секунду, а в конкретную долю секунды, нагрузка доходит до 12 кг. Чтобы преодолеть сверхнагрузку, нужен запас мощности двигателя. Иначе  молотилка захлебывается (забивается хлебной массой) и её (молотилку) заклинивает.

Двухбарабанная молотилка справляется с этой проблемой просто. На первом барабане зазор между ним и подбарабаньем выставляется шире, чем у однобарабанного комбайна. За счет этого пиковые нагрузки сводятся практически к нулю. К тому же на первом барабане из хлебного вороха вымолачивается не менее 60 % зерна. Языком цифр получается так: при подаче на первый барабан 7 кг/сна второй барабан поступает, если быть точным, менее 5,32 кг хлебной массы в секунду. В результате нашей молотилке нагрузка в 7 кг/с уже мала. И мы имеем возможность дополнительно её загрузить, повысив производительность комбайна на 15%, не увеличивая мощность двигателя.

То, что двухбарабанная система обмолота производительнее однобарабанной минимум на 15% - научно установленный факт, подтвержденный практическими результатами.

- Выходит, двухбарабанная система обмолота экономичнее и с точки зрения расхода горючего?

- Экономия на топливе составляет до 20%.

- Почему же тогда Волжский комбайновый завод, наряду с двухбарабанными, выпускает и однобарабанные комбайны?

- Это давняя история. В свое время Красноярский завод комбайнов, преемником которого является Волжский завод, получал заказы из Казахстана. В те времена там при средней урожайности 12 центнеров с гектара, а также учитывая, что климат в Казахстане засушливый, производительный комбайн «Енисей» им был не нужен. Вот и родился менее результативный однобарабанный «Енисей», который отгружался в Казахстан тысячами штук.

В Сибири и на Дальнем Востоке же по-прежнему продавались двухбарабанные машины. В начале 2000-х, когда, после памятного всем кризиса 1998 года, резко возрос спрос на отечественную технику. Тогда «Агромашхолдинг» вышел со своими «казахстанскими» комбайнами в европейскую часть России. Однобарабанную технику  крестьяне приобретали, во-первых, по причине более низкой стоимости, а во-вторых, по традиционной привычке.

-  Традиция победила инновацию?

- Пожалуй, да. Сейчас, с годами, когда поля повсюду стали тучнее, более очевидным становится вот что. Пока урожайность не превышает 20 центнеров с гектара, вопросов к однобарабанными комбайнам нет. Но как только урожайность выше или зерно переувлажненное, тут же растут потери за комбайном, дают знать о себе перегрузка домолачивающего устройства, поломки, отказы.

 К сожалению, «любовь» к однобарабанникам не переломлена до сих пор. Но, повторю, двухбарабанный комбайн, при прочих равных условиях, всегда будет производительнее и экономичнее,  чем однобарабанный. И надежнее, что тоже немаловажно.

- А что скажете, Михаил Борисович,  о роторных комбайнах?

- Отличные комбайны!  Но при двух почти обязательных условиях: если влажность хлебостоя идеальная, и если  практически нет сорняков. При чуть влажном хлебостое солома в роторе не измельчается, а скручивается в жгуты, в результате ротор клинит так, что его нужно менять целиком. А это более половины стоимости комбайна. При даже небольшой засоренности поля сорняком происходит забивание зеленой массой сепарирующих поверхностей и потери зерна становятся недопустимыми. К тому же роторный комбайн и более энергозатратен, прожорлив. На сравнительно небольшой урожайности до 35 центнеров с гектара приходится переплачивать за горючее 30-40%.

Словом, при урожайности свыше 40 центнеров с гектара и при идеальном состоянии поля роторные комбайны проявляют себя хорошо. Но рачительный хлебороб едва ли рассчитывает на то, что каждый год во время уборки будет стоять идеальная погода...

- Намекаете на то,  что комбайны АГРОМАШ хороши при уборке засоренных и полеглых хлебов?

- Полеглость и засоренность хлебостоя очень часто ведет к переувлажнению части зерна и/или его неравномерному созреванию. И тут однобарабанные комбайны пасуют, а роторные, скажем так, убирают в другом месте...

- Значит,  у комбайнов Волжского завода есть будущее?

- Есть и настоящее, и будущее. В России практически в каждом регионе как минимум две-три природно-климатические географические зоны. В каждом из них применимо как минимум пять-шесть основных методов ведения сельского хозяйства. Это -  если иметь в виду такие сравнительно небольшие области, как, например,  Воронежская или Тамбовская.  А что тут говорить о Красноярском или Краснодарском краях, где по пять-шесть климатических зон - от арктического до степного и субтропического.

Следовательно, на российских поляхзерноуборочным машинам АГРОМАШ Волжского комбайнового завода всегда есть место. Особенно двухбарабанным.

Пресс-служба «Агромашхолдинга»

Для справки:

Общество с ограниченной ответственностью «Агромашхолдинг» (ООО «АМХ») - специализированная торгово-сервисная компания машиностроительно-индустриальной группы «Концерн «Тракторные заводы», занимающаяся поставкой техники сельскохозяйственного назначения марки АГРОМАШ. «Агромашхолдинг» является одной из ведущих компаний России по техническому и технологическому перевооружению АПК современной техникой, а также прогрессивными машинно-тракторными агрегатами, образованными на базе энергосредств и оборудования, в том числе, в рамках совместных проектов с ведущими мировыми компаниями. Компания реализует технику производства: ООО "Волжский комбайновый завод", ООО "Онежский тракторный завод", ОАО "САРЭКС", ОАО "Промтрактор", ЗАО "Промтрактор-Вагон", ОАО «Тракторная компания «ВгТЗ».

«АГРОМАШ» - это российский национальный бренд машиностроительной продукции сельскохозяйственного назначения, выпускаемой предприятиями, находящихся под управлением Концерна «Тракторные заводы». Наукоемкость конструкций всего модельного ряда техники марки «АГРОМАШ» обеспечивает бесперебойную работу техники в самых сложных условиях, независимо от климатического пояса и рельефа местности. Использование современных энерго- и ресурсосберегающих технологий в производстве, повышенная комфортабельность и возможность агрегатирования с широким спектром навесного оборудования, постоянное обновление и модификация модельного ряда с учетом реальных потребностей селян - вот далеко не полный перечень преимуществ, заслуживших признание техники «АГРОМАШ».

Рубрики: техника
Автор Пресс-служба "Агромашхолдинг" , Дата публикации 08 декабря 2017 г. 11:21
Комментарии Комментарии:
Оставить отзыв: