18 декабря, понедельник
Ростов-на-Дону
Погода от 6 до 8
Рубрики
Электронный кабинет ФЕРМЕРА

Ветеринарно- санитарная экспертиза речного окуня при микст-инвазиях
Установлено, что у рыбы, зараженной личинками Eustrongylides excisus, метацеркариями Rossicotrema donicum, а также их сочетанным воздействием, органолептические показатели (внешний вид, запах, консистенция) соответствуют показателям доброкачественной рыбы. По физико-химическими показателям, мышечная ткань инвазированного речного окуня не имеет существенных отличалась от здоровой рыбы. Содержание бактерий в мясе окуня, поражённого моноинвазией, не превышало нормативных значений и по показателям безопасности, предусмотренным СанПиН 2.3.2. 1078-01, не представляло угрозы для потребителей. В случае микст-инвазии показатель КМАФАнМ увеличен относительно мяса здоровой рыбы. Следовательно, ветеринарно-санитарная оценка рыбы должна предусматривать обязательное обеззараживание путем проварки или прожарки. Ключевые слова: рыба, эустронгилидоз, россикотремоз, микст-инвазия, санитарная оценка.

Рыба и рыбные продукты являются важными источниками белков в пищевом балансе населения многих стран. Мясо рыбы имеет хорошие вкусовые и ценные пищевые качества и очень часто применяется в диетическом питании.

Вместе с тем, известно, что рыба достаточно часто поражается различными инфекционными и инвазионными болезнями, многие из которых могут представлять определенную опасность для человека. Так, у рыб Азовского бассейна обнаружены 8 видов гельминтов, представляющие опасность и потенциально опасные для здоровья человека: трематоды Opisthorchis felineus, Apophallus (Rossicotrema) donicum, А. muehlingi, Cryptocotylecon cavum, Раracoenogonimu sovatus, нематоды семейства Аnisakidae (Рseudoterranova decipiens, Histerothylacium aduncum) и семейства Dioctofimidae, Eustrongilides excisus [1,2,4,5,6,7].

В последние годы среди рыб семейства окуневые бассейна р. Дон массовое распространение получили заболевания эустронгилидозом (Eustrongilides excisus) и россикотремозом (Rossicotrema donicum), вызывающие снижение продуктивности и товарного вида рыбы, а при сильных поражениях гельминтами, происходит гибель значительной части молоди окуневых рыб. Необходимо отметить, что ветеринарная служба относит этих гельминтов к опасным для человека и теплокровных животных. [3]

В связи с этим целью настоящего исследования являлось изучение вопросов ветеринарно-санитарной экспертизы речного окуня при россикотремозе, эустронгилидозе и их сочетанном течении.

Материал и методы исследования. Исследования на протяжении 2013-2014 гг. выполнялись на кафедре паразитологии, ВСЭ и эпизоотологии ФГБОУ ВПО Донской государственный аграрный университет. Основным объектом исследований служил речной окунь, выловленный в акватории реки Дон. Всего было исследовано 127 экземпляров. Рыбу отлавливали спортивными снастями, а также покупали у рыбаков на месте лова. Гельминты рыб изучались методом полных паразитологических вскрытий, разработанный К.И. Скрябиным, и модифицированный применительно к рыбам, разработанный В.А. Догелем. Ветеринарно-санитарную экспертизу здоровой и пораженной рыбы проводили с использованием общепринятых органолептических, микробиологических, физико-химических и биохимических методов.

Диагностика эустронгилидоза и россикотремоза у речного окуня не вызывала затруднений. При вскрытии рыбы личинки эустронгилид чаще всего обнаруживали вмышцах брюшной стенки в виде спирали или широкого кольца, внутри полупрозрачных капсул, а также без них (рис. 1).

Рисунок 1 - Личинки паразиты в толще мышц брюшной стенки

Извлеченные из цист личинки эустронгилидеса имели длину от 35 до 50 мм и толщину 0,3-0,6 мм. Определение жизнеспособности личинок показало, что во всех случаях обнаруженные личинки были живые.

Цисты метацеркариев (Rossicotrema donicum) в виде черных пятен чаще всего локализовались в плавниковых лучах, плотно прилегая друг к другу (рис.2). В случае интенсивной инвазии, метацеркарии, помимо обычного расположения, обнаруживались также в хвостовой мускулатуре, на жаберных мышцах и в глазах.

Рисунок 2 - Цисты метацеркариев R. donicum в виде черных пятен

Результаты органолептического исследования здоровых окуней, пораженных личинками эустронгилидесов, метацеркариями россикотремоза и при смешанной инвазии наглядно проиллюстрировали, что вне зависимости от вида инвазии сенсорная оценка речного окуня соответствовала показателям свежей рыбы. Во всех исследуемых образцах рыбы отмечали следующее: рот сомкнут, глаза выпуклые, с прозрачной роговицей, жаберные крышки плотно прилегают, жабры с тягучей, чистой и прозрачной слизью, ярко-красного цвета, без запаха, чешуя блестящая, чистая, спинка плотная, ямка от давления пальца быстро исчезает, анальное кольцо запавшее. Мясо плотное, упругое, без запаха, мышцы крепко связаны с позвоночником и ребрами. Брюшная полость сухая, с «рыбным» запахом, кишечник не вздут, желчного окрашивания вокруг желчного пузыря нет, почки плотные, ярко-красного цвета.

При постановке пробы варкой бульон прозрачный, на поверхности большие блестки жира, запах специфический (приятный, рыбный), мясо хорошо разделяется на мышечные пучки.

Результаты физико-химических показателей мяса свободных от паразитов и инвазированных окуней отражены в (табл. 1)

Таблица 1 - Физические и биохимические показатели мяса речного окуня n=10

Микст-инвазия

6,97 + 0,11

0,76 + 0,08

Примечание: - отрицательная реакция, + положительная реакция

Из данных табл. 1 следует, что значения рН мышечной ткани здоровой рыбы находилась в пределах 6,72, рН пораженной рыбы изменялся от 6,91 до 6,97, что ближе к верхним предельным границам для свежей доброкачественной рыбы. Причем максимальное значение концентрации водородных ионов регистрировали в мясе окуня со смешанным течением инвазии. Реакции с реактивом Эбера, уксуснокислым свинцом и на пероксидазу соответствовала нормативным показателям. Содержание амино-аммиачного азота (ААА) в 10 мл мясного экстракта не превышало допустимое значение и находилось в диапазоне, характеризующим свежую, доброкачественную рыбу. Вместе с тем, необходимо обратить внимание на то, что содержание амино-аммиачного азотабыло выше в экстракте, полученном из мяса рыбы со смешанной инвазией, что свидетельствует о нарушении обменных процессов в организме речного окуня.

По нашему мнению отсутствие существенных различий в физико-химических показателях больной и здоровой рыбы связано, прежде всего, с низкой интенсивностью инвазии, не оказывающей существенного влияния на клинико-физиологический статус пораженного окуня.

Микробиологический статус рыбы при ветсанэкспертизе оценивается по наличию микроорганизмов следующих групп: количество мезофильных аэробов и факультативных анаэробных микроорганизмов (КМАФАнМ); бактерий группы кишечной палочки, условно- патогенных микроорганизмов, к которым относятся бактерии рода Proteus, Staphylococcus aureus, Bacillus cereus, сульфитредуцирующие клостридии и микробы, обуславливающие порчу рыбы (дрожжи, плесень, гнилостные и др.).

Бактериоскопия мазков-отпечатков, приготовленных из тканей здоровой и пораженной моноинвазией рыбы показала, отсутствие следов распада тканей, препараты были плохо окрашены. В поверхностных слоях выявляли единичные кокковые формы, в глубоких слоях микроорганизмы отсутствовали (табл. 2). При бактериоскопии мышечной ткани при микст-инвазиях в 60% случаев в поле зрения микроскопа отмечали большое содержание кокковых микроорганизмов и в единичных случаях грамположительные палочки.

Таблица 2 - Бактериологическая оценка рыбы

БГКП В 0,01г

S. aureus В 0,01г

Патогенные, в т. ч. сальмонеллы L.monocytogenes В 25,0 г

Примечание: в числителе - поверхностные слои, в знаменателе - глублежащие

Полученные данные свидетельствуют, что рыба, пораженная моноинвазией, имеет более высокую микробную загрязненность (КОЕ/г), в сравнении со здоровой. Максимальное значение КМАФАнМ равное 3,3×105 КОЕ/г при норме не более 5×104 КОЕ /г, было установлено при микробиологическом исследовании в поражённом микст-инвазией окуне. БГКП и S. aureus в 0,01 г., а также патогенные, в т.ч. сальмонеллы и L. monocytogenes в 25 г не обнаружены ни в одной пробе.

Выводы. Таким образом, проведенными исследованиями установлено, что у рыбы, зараженной личинками Eustrongylides excisus, метацеркариями Rossicotrema donicum, а также их сочетанным воздействием, органолептические показатели (внешний вид, запах, консистенция) соответствуют показателям доброкачественной рыбы. По физико-химическими показателям, мышечная ткань инвазированного речного окуня не имеет существенных отличалась от здоровой рыбы.

Содержание бактерий в мясе окуня, поражённого моноинвазией, не превышало нормативных значений и по показателям безопасности, предусмотренным СанПиН 2.3.2.1078-01, не представляло угрозы для потребителей. В случае микстинвазии показатель КМАФАнМ увеличен относительно мяса здоровой рыбы. Следовательно, ветеринарно-санитарная оценка рыбы должна предусматривать обязательное обеззараживание путем проварки или прожарки.

Список литературы:

1.     Лысенко, А.А. Ассоциативные болезни прудовых рыб в рыбоводных хозяйствах Краснодарского края// Сборник трудов международной конференции и 3-го съезда паразитологического общества при РАН. Санкт-Петербург - 2003, 4.2, С. 5-8.

2.     Лысенко, А.А. Ассоциативные заболевания рыбы при разведении в прудовых хозяйствах Краснодарского края// Труды КубГАУ «Новые методы профилактики и лечения болезней животных». Краснодар, 2004, №406 (434), С. 57-61.

3.     Низова, Г.А. Паразитические простейшие рыб в донских прудовых хозяйствах// В кн.: Комплексное использование биологических ресурсов Каспийского и Азовского морей. Астрахань, 1983. - с.61-62

4.     Новак М.Д., Новак А.И. Паразитоценозы водных экосистем. Кострома., 2003,139 с.

5.     Померанцев, Д.А. Эпизоотическая ситуация по паразитозам рыб в Европейской части РФ // Д.А. Померанцев // Современные проблемы и перспективы развития аграрной науки: матер. науч.-практ. конф. Часть I. - Махачкала, 2010. - С. 484-485.

6.     Федоров, Н.М. Сезонная динамика паразитофауны в рыбоводческих хозяйствах Ростовской области / Н.А Соловьев, Ю.М.Гак, М.Н. Федорова // Проблемы и тенденции инновационного развития агропромышленного комплекса и аграрного образования России: матер. междунар. науч.-практ. конф. - ДонГАУ, 2012. - С. 224-226.

7.     Федоров, Н.М. Ветеринарно-санитарная экспертиза сельди при анизакидозе / Н.А. Соловьев, Ю.М. Гак, М.Н.Федорова // Инновационныепути развития агропромышленного комплекса: проблемы и перспективы: матер. междунар. науч.-практ. конф. - ДонГАУ, 2013. Т.3 - С. 248-251.

VETERINARY AND SANITARY EXAMINATION PERCH

WITH MIXED - INVASIONS

N.M. Fedorov, Y.M. Gak, S.V. Zinchenko

Don State Agrarian University

Found that fish infested with larvae Eustrongylides excisus, metacercariae Rossicotrema donicum, as well as their combined influence, organoleptic properties (appearance, smell, texture) match those of benign fish. On the physico-chemical parameters, muscle tissue infested river perch has not differ materially from healthy fish. The concentration of bacteria in meat perch, the affected monoinvaziey not exceeds pre-normative values and in terms of security provided SanPin 2.3.2. 1078-01, not a threat to consumers. In the case of mixed-invasive indicator QMAFAnM increased relatively healthy fish meat. Consequently, veterinary and sanitary assessment of fish should include mandatory disinfection by provarku or roasting.

Keyworlds: fish, eustrongilidoz, rossikotremoz, mixed-invasion , sanitary assessment.

Обязательна ссылка на источник:

Актуальные проблемы и методические подходы к лечению и профилактике болезней животных : материалы международной научно-практической конференции, 5 февраля 2015г. - пос. Персиановский : Донской ГАУ, 2015 г. - С. 136-144.

Дата публикации 04 октября 2015 г. 15:09, Автор Н.М. Федоров, Ю.М. Гак, С.В. Зинченко Донской государственный аграрный университет