19 декабря, среда
Ростов-на-Дону
Погода от -2 до 0
Рубрики
Электронный кабинет ФЕРМЕРА








Основные теории мотивации
В статье рассматриваются понятие мотивации и основные теории мотивации, сложившиеся на данный момент в современных теориях управления. Ключевые слова: мотивация, содержательные теории мотивации, процессуальные теории мотивации.

Мотивация персонала определяется как побуждение работников к целенаправленной деятельности через воздействие внешних движущих сил (стимулов) на внутренние движущие силы (мотивы). Функцию мотивации персонала в организации осуществляет руководитель, который должен уметь определять потребности сотрудников и создавать условия, позволяющие удовлетворять эти потребности при хорошей работе. [2]

Процесс мотивации сложен и неоднозначен. Существует достаточное количество теорий, пытающихся дать объяснение этому явлению. Главные из них:

1.       Исторически ранние взгляды на мотивацию труда, например политика «кнута и пряника»: считается, что человек по своей природе ленив, хитер, эгоистичен, хочет поменьше дать и побольше взять; следовательно, необходимо постоянно заставлять его работать, а чтобы ему было не в тягость постоянное принуждение, необходимо систематически поощрять его за хороший труд.

2.       Содержательные теории мотивации. Основной мыслью этих теорий является определение внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать установленным способом.

3.       Процессуальные теории мотивации.

Таблица - Основные теории мотивации

Автор или основной сторонник

Теории

Основные представления

Содержательные теории

Маслоу А.

Иерархия потребностей

Потребности воздействуют на мотивацию к деятельности.  Иерархия  пяти потребностей групп потребностей представлена в виде пирамиды, в основании  которой -  физиологические  потребности,   на   вершине   -   потребность   в самореализации.

МакКлелланд Д.

Приобретенных потребностей

Потребности приобретаются  и  развиваются  под  влиянием  обучения  и потребностей жизненного опыта, при этом рассматривается взаимоотношение  отдельных групп потребностей.

Герцберг Ф.

Двух факторов

Потребности делятся на мотивирующие  и  гигиенические.  Гигиенические (условия работы) могут сделать работника несчастным, но  не  способны мотивировать  его.  Мотивирующие  факторы  -  это  потребности  более высокого уровня: признание, содержание работы  и  возможность  роста. Воздействие  на  мотивацию  оказывают  только  те  факторы,   которые приводят к развитию состояния удовлетворенности.

Процессуальные теории

Адамс Дж.

Справедливости

Человек сравнивает собственное усилие и получаемое  вознаграждение  с усилиями и вознаграждениями  других  людей,  выполняющих  аналогичную работу.  Если  соблюдается  равенство.  Человек  испытывает   чувство удовлетворенности,  в  противном  случае  у  него  возникает  чувство неудовлетворенности.

Врум В.

Ожидания

Мотивация задается произведением  трех  составляющих:  ожидания,  что усилия принесут ожидаемый результат; ожидания,  что  результат  будет связан с ожидаемым вознаграждением; валентностью ожидания.

Портер Л. и Лоулер Э.

Модель Портера-Лоулера

Объединила теории справедливости и ожидания.  Основной  акцент  сделан  на существенном различии между внутренними и внешними вознаграждениями.

 

Эти теории основываются на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. В процессуальных теориях анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный тип поведения. Поведение личности определяется не только потребностями, но является также функцией восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного типа поведения. [1, 3]

Содержание наиболее известных теорий мотивации представлено в таблице. Приведенные выше теории позволяют сделать вывод о том, что нет какого-либо канонизированного учения, объясняющего, что лежит в основе мотивации человека и чем определяется мотивация.

Каждая из этих теорий имеет что-то особенное, отличительное, что дало ей возможность получить широкое признание теоретиков и практиков и внести существенный вклад в разработку знаний о мотивации. Несмотря на принципиальные различия, все теории имеют общее, позволяющее установить определенные параллели между ними.

Исходя из выводов основных теорий мотивации, а также, учитывая огромный практический отечественный и зарубежный опыт в этой сфере, можно сделать вывод о том, что мотивация представляет собой процесс создания системы условий, оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей.

Список литературы:

1.  Большаков, А.С. Современный менеджмент: теория и практика [Текст] / А.С. Большаков, В.И. Михайлов. - СПб.: Питер, 2000. - 416 с.

2.  Митрофанова, Е. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности [Электронный ресурс] / Е. Митрофанова // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2006. - № 8. - Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс».

3.  Тищенко, Н.Н. Менеджмент: Учебное пособие [Текст] / Н.Н. Тищенко, Т.Н. Мишустина, О.В. Гартованная. - пос. Персиановской, ДонГАУ, 2008. - 60 с.

Рубрики: управление
Дата публикации 23 февраля 2015 г. 14:39, Автор Н.В. Тарадин, Т.Н. Мишустина
Комментарии Комментарии:
Оставить отзыв: