17 декабря, понедельник
Ростов-на-Дону
Погода от -5 до -3
Рубрики
Электронный кабинет ФЕРМЕРА








Направления активизации субъектов модернизации предприятий регионального АПК
Самой главной задачей, стоящей перед государством в области модернизации аграрного производства на основе инноваций, является решение макроэкономических проблем (диспатитет цен, кредиты, дотации, налоги, льготы, устойчивость рубля и его конвертируемость, импортозамещение, создание условий для развития малого бизнеса, инженерное обустройство сельских поселений, модернизация социальной инфраструктуры сельских территорий, стимулирование аграрного экспорта, развитие земельной ипотеки), то есть принятие долговременной стратегии возрождения и устойчивости развития села и АПК в целом. Ключевые слова: модернизация, инновации, производственный потенциал, законодательная база, инфраструктура.

Вопросы модернизации российской экономики и ее аграрного сектора широко обсуждаются и научной общественностью, и хозяйственниками, и в структурах государственной власти. Разрушение производственного потенциала как следствие авантюрных социально-экономических преобразований 1990-х годов, непосредственно связанное с этим резкое сокращение инновационной деятельности во всех сферах национальной экономики отбросили Россию на обочину научно-технического прогресса.

 В глобальной экономике ей отводилась лишь роль мирового продуцента углеводородного сырья и обширного рынка для импортных потребительских товаров.

Переломить негативную ситуацию, выйти из затянувшегося экономического коллапса в начале XXI в. удалось лишь благодаря политической воле новых лидеров, взявших курс на повышение конкурентоспособности отечественного производства на основе технико-технологической модернизации. Факти­чески модернизация провозглашена в качестве национальной идеи, цементирующей различные социальные слои российского общества.

Новому курсу государственной политики сельское хозяйство обязано тому, что агропродовольственный комплекс вошел в число национальных приоритетов.

Для осуществления долговременной стратегии перевода аграрного сектора экономики на инновационный путь развития необходимо изменение роли государства в современной аграрной экономике. Ему следует стать организатором и координатором процесса широкомасштабной модернизации, поскольку уровень организованности и мотивированности аграрного бизнеса в России недостаточен для осуществления инновационного процесса на селе. Почти всегда государству при­надлежит ключевая роль в финансовом обеспечении инновационной деятельности - основы модернизации.

Процесс модернизации обеспечивает преобразование производства, технологии, производимой продукции, внесение прогрессивных изменений в систему хозяйствования. Модернизация не является одномоментным актом и не может быть обеспечена «фронтальной атакой». Она требует осуществления системных мер, выбор и приоритетность которых определяется стратегическими целями и задачами.

Иначе говоря, модернизация служит объективной основой процесса динамического развития в материальной и нематериальной сферах. В то время как стабильный производственный и интеллектуальный потенциал могут служить лишь основой роста, отражающего не качественную, а количественную характеристику состояния.

 Причем конкретный уровень производственно-технического потенциала имеет верхние ограничения категории роста. То есть за счет «пользования внутрипроизводственных резервов можно достичь определенного увеличения масштабов производства, некоторого снижению издержек, но без обновления технического оборудования, технического и производственных процессов, интеллектуальных ресурсов, перехода на инновационный путь в современном глобальном мире нельзя обеспечить социально-экономическое развитие ни государства, ни хозяйствующих субъектов.

Для аграрной сферы дополнительную сложность создает возникшее за годы осуществления аграрной реформы разграничение собственности на землю и землепользования. Неопределенность арендных отношений, присущая многим хозяйствующим субъектам становится препятствием для инновационной деятельности, связанной с основным средством агропроизводства - землей. Арендаторы обычно готовы на инновации, связанные с семенными материалами, средствами защиты, освоением новых технологий, но не инвестиции в повышение почвенного плодородия (мелиорация, полезащитные лесонасаждения и т. п.).

Поэтому переход на инновационный этап развития аграрного сектора экономики во многом связан с совершенствованием законодательства упрощения процедуры межевания, кадастровой оценки и регистрации земельных участков, принятием федерального закона об земель сельскохозяйственного назначения, находящегося на рассмотрении в Государственной Думе.

Одним из аспектов успешного развития сельскохозяйственного производства современной России является модернизация ее материально-технической базы.

Присоединение России к ВТО особенно остро и  по-новому поставило вопрос достижения этой цели. Оно открывает внутренний рынок для более сильных конкурентов. Это означает, что те предприятия, которым оказывается недостаточная государственная поддержка, исчезнут.

 Особенно сильный удар может быть нанесен по ослабленному сельскому хозяйству. Хотя государство и субсидирует сельское хозяйство, но этого явно недостаточно из-за изношенности материально-технической базы и слабого притока инвестиций. Таким образом, общая экономическая оценка сельского хозяйства России довольно низкая: оно объективно не выдерживает конкуренции с развитыми странами. Для того чтобы повысить конкурентоспособность АПК, необходимо провести модернизацию материально-технической базы сельскохозяйственного производства.

Еще одной важной характерной чертой процесса модернизации является его инновационный характер. Повышение инновационной активности отраслей АПК не только позволит повысить технико-экономический уровень производства, но и качественно преобразовать материально-техническую базу сельскохозяйственного производства, существенно улучшить его инвестиционный климат.

Экономическими условиями модернизации материально-технической базы АПК являются:

1. Повышение ресурсной обеспеченности сельскохозяйственных производителей на основе укрепления финансового положения, платеже- и кредитоспособности.

2. Интеграция науки, образования и производства с целью формирования наиболее эффективного механизма создания, освоения, внедрения, распространения и использования инновационных технологий, технических решений.

3. Формирование конкурентной среды  с целью создания стимулов для внедрения инноваций.

4. Увеличение мотивации людей, занятых в аграрном производстве, результатах своей работы, в повышении своего образовательного, профессионального и квалификационного уровня, а также создание на селе благоприятных социально-экономических условий жизни.

Таким образом, основной целью модернизации АПК является создание конкурентоспособного инновационного самодостаточного экспорте ориенти­рованного АПК России, способного обеспечить продовольственную безопасность и диверсификацию экономики, приток иностранной валюты для при­обретения передовых мировых технологий в области агропромышленного производства, в частности сельскохозяйственного машиностроения, растениеводства и животноводства, перерабатывающих производств.

Для достижения этого необходимы реали­зация и развитие пяти подцелей: институциональной среды и институтов, инфраструктурной среды, инновационной среды, включающей создание и внедрение инноваций, улучшение инвестиционного климата и обеспечение доступа к «дешевым» инвестициям, развитие науки и научного обеспечения, подготовка высококвалифицированных кадров.

Список литературы:

1. Алпатова Э.С. Перспективы модернизации  и инновационного развития России.//Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института - 2012 - № 1

2. Реймер В. Технологическая модернизация в АПК и продовольственная безопасность в России //Международный сельскохозяйственный журнал - 2011 - № 5

Дата публикации 23 февраля 2015 г. 13:22, Автор С.В. Каргина
Комментарии Комментарии:
Оставить отзыв: