17 декабря, понедельник
Ростов-на-Дону
Погода от -5 до -3
Рубрики
Электронный кабинет ФЕРМЕРА








Маркетинговый фактор перехода к инновационному развитию предприятий АПК
В статье рассмотрены вопросы инновационных преобразований в агро-промышленном производстве Луганского региона, проведено исследование современного состояния деятельности аграрных предприятий и разработана системы мероприятий по активизации маркетинговой и инновационной деятельности предприятий АПК региона.

Ключевые слова: маркетинг, нововведения, агромаркетинг,  исследования маркетингов

UDK 338. 436.38:340.52

MARKETING FACTOR OF TRANSITION TO INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ENTERPRISES OF APK

Chepizhenko D.V.

The questions of innovative transformations in agroindustrial production of the Lugansk region are considered in the article, research of the modern state of activity of agrarian enterprises  is conducted and developed systems of measures on activation of marketing and innovative activity of enterprises of APK of region.

 

Keywords: marketing, innovations, агромаркетинг,  marketings researches

 

В условиях реформирования аграрного сектора экономики очень важны и актуальны агромаркетинговые исследования как инструментарий, позволяющий получить обоснованные управленческие решения по развитию новых формирований рыночного типа.

Однако, как показали исследования маркетинг как особая сфера деятельности пока не получил широкое распространение в новых сельскохозяйственных формированиях. Многие руководители предприятий до сих пор считают, что  значение маркетинга в нынешних условиях невелико. Следует также отметить, что сельскохозяйственный маркетинг намного сложнее промышленного и многих других его видов. Эта сложность обусловлена тем, что использования элементов и средств маркетинга в аграрном секторе экономики имеет особенности, вытекающие из особенностей самого сельскохозяйственного производства.

На наш взгляд, проблему создания инновационного аграрного производства, целесообразно рассматривать в маркетинговом аспекте, поскольку это дает возможность решать поставленные задачи, используя методы современного рынка, максимально реализовать производителем свои сильные и слабые стороны и возможности для удовлетворения потребностей покупателя и получения прибыли, прогнозировать деятельность предприятия с учетом влияния сил, факторов маркетинговой среды, в условиях которой оно функционирует.

Совокупность проблем развития маркетинговой  и инновационной деятельности аграрных предприятий в отечественной экономической науке наиболее плодотворно рассматривают: Богачев В.И,  Гончаров В.Н., Завадский И.С., Саблук П.Т., Ткаченко В.Г., и др. Из российских авторов, в первую очередь, необходимо отметить; Абрамову Г.А., Кудрявцева А.И., Петренко П.Я. Из ученых представителей стран дальнего зарубежья выделяются: Б. Берман, П. Драккер, Ф. Котлер,  Дж. Р. Эванс.

Вместе с тем, не все аспекты проблемы получили должное освещение. Более аргументированного обоснования требуют теоретико-методологические вопросы. Причем, - применительно к практике хозяйствования Украины сегодняшнего дня. Целый ряд аспектов анализа маркетинговой среды также нуждается в более углубленном исследовании.

Цель статьи - систематизировать и раскрыть проблемы маркетинговой  и инновационной деятельности предприятий АПК Украины в условиях кризиса и наметить пути стабилизации деятельности предприятий.

Кризисная ситуация, которая сложилась во многих аграрных регионах Украины, в том числе и Луганском, вызвана перепроизводством продукции растениеводства. Рано или  поздно это должно было произойти, поскольку последние годы в области предпочтение отдавалось развитию одной отрасли - растениеводству. А ведь в  условиях стихийной экономики одна отрасль не может обеспечивать доходность производства.

Следует отметить, что, не смотря на кризисные явления в аграрном секторе экономики впервые за последнее десятилетие, только в 2008 году основные показатели работы всех категорий сельскохозяйственных предприятий Луганской области имели положительную тенденцию к увеличению валового производства не только продукции растениеводства, но и животноводства. Так производство валовой сельскохозяйственной продукции в сопоставимых ценах 2005 года в 2008 году по сравнению с 2007 годом возросло на 23,7%. Однако  в 2010 -2011 годах прослеживалась тенденция спада производства сельскохозяйственной продукции в пределах  5-10%. [2.]

Несмотря на положительные тенденции увеличения  производства сельскохозяйственной продукции, следует отметить, что большинство  аграрных предприятий  сталкиваются с проблемой сбыта произведенной продукции. 

Исследование  показывают, что во многих аграрных  и агропромышленных формированиях еще  существует неотжившая психология производителя, когда руководитель предприятия прежде всего думает не о том, как и где реализовать продукцию, а о том, как бы ее лишь произвести. Это ведет к  неучету потребностей потребителей, низкому качеству продукции и примитивного сервисного обслуживания. Хотя следует заметить, что в сформировавшихся экономических условиях, сельхозтоваропроизводители испытывают немалые трудности с реализацией продукции по свободным ценам. В результате в ряде регионов складывается искусственный дефицит продовольствия при одновременном снижении уровня потребления его на душу населения. Причины такой ситуации следующие:

1. ограниченный спрос;

2.  монополизм перерабатывающей промышленности и торговли;

3.  низкие закупочные цены на реализованную продукцию;

4.  неразвитость рыночной инфраструктуры и всей сферы торгово-посреднических услуг.

Учитывая вышеизложенное, мы считаем, что функционирование агропромышленных формирований рыночной ориентации в условиях свободной рыночной экономики и их связь с рынком сбыта сельскохозяйственной продукции диктуют необходимость применения четкой экономически обоснованной  системы маркетинга. В настоящее время перед реформированными агроформированиями, мелкими семейными фермами встают вопросы: что и сколько производить, кому и по какой цене продавать? И с развитием конкуренции сельхозтоваропроизводители будут вынуждены заниматься маркетинговой деятельностью. Еще большая потребность в маркетинге возникнет у агропромышленных формирований, которые будут начинать прямой выход на зарубежные рынки.

Считаем, что агромаркетинг как система еще не получил распространения в формированиях АПК  Украины. Это объясняется двумя основными причинами: во-первых, продукции сельского хозяйства производится недостаточно и отсутствующая надлежащая прозрачная конкуренция; во-вторых, у отдельных руководителей предприятий сложилось мнение о незначительной роли маркетинга в условиях дефицита товаров. Однако это совсем неправомерно, ведь с практической точки зрения целевая направленность, философия бизнеса и организация его в сельскохозяйственных формированиях при маркетинговой и производственно-сбытовой  ориентации совсем разные. При маркетинговой ориентации цель коллектива предприятия или формирования малого бизнеса - удовлетворение потребностей и интересов потребителей, а при производственно-сбытовой - преимущественно выполнение производственной программы без ориентации на конкретного потребителя.

На наш взгляд, в сложившихся условиях агромаркетинг  как система должна как быстрее внедряться в формированиях АПК. С учетом зарубежного опыта и первых практических навыков организации маркетинга в отечественных агропромышленных формированиях систему агромаркетинга в агропромышленном комплексе следует рассматривать как важную составляющую, сформированную с пяти взаимодополняющих подсистем: информационного обеспечения, агромаркетинговых исследований, управления агромаркетингом, инфраструктуры агромаркетинга, стратегического и оперативного управления. (рис. 1)

Используя маркетинговый подход, аграрные предприятия обязаны учитывать принципиально новые факторы, конкуренцию, изменение потребительского спроса, условия реализации продукции, острую потребность в быстрой и эффективной реорганизации, реконструкции производства, его технической и технологической перестройке. Все эти факторы вынуждают предприятие по новому относиться к процессу внедрения инноваций без которых они не смогут находиться на должном конкурентоспособном уровне.

Инновационный процесс представляет собой сложную производственно-экономическую деятельность, в ходе которой новшество проходит путь вызревания от идеи до конкретной продукции. Но и после появления новшества инновационный процесс совершенствования продолжается на всех этапах производства, где новшество приобретает новые потребительские свойства. Однако, известно, что далеко не всякая идея нового товара превращается в конкурентоспособный товар, обеспечивающий предприятию успех на рынке. Может быть, поэтому с каждым годом в Луганском регионе уменьшается количество предприятий АПК, которые внедряют инновации. Так за последние шесть лет количество предприятий, которые осуществляли механизацию, автоматизацию производства или разрабатывали новые виды продукции, сократилось почти вдвое.

Такая ситуация требует глубокого анализа проблем и факторов, которые тормозят инновационное развитие предприятий, и побуждает  к поиску и обоснованию приоритетных направлений перевода их на инновационно-техническую модель, внедрению эффективных инструментов и механизмов, способных ускорить коренные сдвиги во всех сферах народнохозяйственного комплекса на всех этапах жизненного цикла инноваций.

Рис.1. Модель системы агромаркетинга в агропромышленном комплексе.

 

Низкий уровень инновационной деятельности предприятий АПК Луганского региона можно объяснить рядом причин:

- отсутствие эффективной системы государственного управления в инновационной сфере, направленной на обеспечение выявления, формирования и удовлетворения потребностей общества в разнообразных инновациях;

- отсутствие государственного органа, ответственного за отслеживание инновационных процессов, прогнозирование инновационного роста и обоснование приоритетных направлений инновационной деятельности предприятий АПК;

- значительный дефицит современного инновационно-технологического оборудования, наукоемких новейших технологий переработки сельськохозяйственного сырья;

- неразвитость рынка технологических инноваций, отсутствие специализированных банковских учреждений, которые финансировали бы поддержку инновационной деятельности предприятий АПК;

- устаревшие нормативы и стандарты  относительно качества сельськохозяйственного сырья и продуктов питания и значительное отставание темпов их гармонизации с требованиями нормативних документов ВТО и ЕС  и др.

Однако, несмотря на эти и другие сложные проблемы, на некоторых предприятиях  АПК Луганского региона удалось реализовать комплекс мер по технико-технологической модернизации производства, что обеспечило кардинальное повышение его инновационного уровня и расширение  масштабов инновационной  деятельности. Продукция, которая выпускается на таких  предприятиях, характеризуется высоким качеством, отвечает международным стандартам, большая ее часть  экспортируется на европейский и мировой рынки, где находит своего  потребителя. 

Исследования показывают, что для украинских предприятий и фирм сложность формирования инновационной политики связана с тем, что кризисные явления на микроуровне накладываются на макроуровневый кризис, т.е. кризис в масштабах всей страны. При этом его отличительной чертой  является не перепроизводство, насыщенность товарных рынков и другие признаки, характеризующие кризисы в условиях развитой рыночной экономики, а сложности переходного периода, политическая нестабильность, несовершенство и неразвитость правовой базы, общий низкий экономический уровень развития общества.

Многолетний опыт показывает, что накопленные научные знания малоэффективны, если они не находят своего практического применения в производстве. Поэтому, без внедрения научных достижений в материальное производство наука не сможет превратиться в непосредственную продуктивную силу

В настоящее время мы живем в обществе, которое называют информационным. Вполне очевидно, что последующее наше продвижение невозможно без обширной компьютеризации и внедрения информационных технологий. Однако в органах управления прослеживается парадокс большого ограничения выбора практически действующих программ и систем, ориентированных на инновационное развитие предприятий. Поэтому, мы считаем, целесообразно разработать Программу информатизации предприятий АПК и других сфер, создать мощную информационно-аналитическую систему с разветвленной сетью областных и районных информационных  центров, наладить «он-лайн» доступ к информационным источникам внедрить электронный документооборот между уровнями управления, организовать формирование и сопровождение региональных и центрального интегрированного «банка данных».

С целью усиления прямого воздействия государства на научно-техническую деятельность и инновационные процессы  в различных отраслях  необходимо в государственном бюджете предусматривать средства на поддержку создания агро-финансово промышленных групп, технополисов, агротехнопарков. Эти инновационные структуры хорошо зарекомендовали себя  за рубежом. Предвидеть инвестиционные ресурсы для реализации целевых (государственных, региональных, отраслевых) инновационных программ для  поддержки  и возрождения убыточных, инвестиционно малопривлекательных и технически отсталых перерабатывающих производств.

Необходимо ускорить создание специализированных банковских и страховых учреждений, основная деятельность которых будет направлена на обеспечение целевого финансирования инновационных программ и проектов и страхование рисков, возникновение которых связано с инновационно-технологическим обновлением материально-технической базы аграрных предприятий.

В сложившейся ситуации, можно утверждать, что маркетинговый подход поможет активизировать инновационную деятельность аграрных предприятий, а также объединить усилие сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий перерабатывающей промышленности  и торговли не только на стадии реализации, но и на стадии определения характера и масштабов ее производства, путей рентабельного использования производственных мощностей предприятий, определения взаимовыгодных условий продвижения продукции с учетом максимального удовлетворения потребностей конечных потребителей.

Список литературы:

1.   Музика П. М. Активізація інноваціонної діяльності в аграрному секторі економіки України.- АПК // Економіка АПК. - 2005. -№8.-с.42-45.

2.   Саблук П.Т., Месель-Веселяк В.Я.  Аграрна реформа // Економіка АПК. - 2009. -№12.- с.6-21.

3.   Ткаченко В.Г., Богачев В.И  Экономическая безопасность Украины в условиях рыночных трансформационных процессов / Монография.- Ровеньки, 2007.-330 с.

Рубрики: инновации
Дата публикации 02 мая 2014 г. 20:38, Автор Д.В. Чепиженко
Комментарии Комментарии:
Оставить отзыв: